Цели дисциплины: формирование систематизированных знаний о функциональном состоянии слуховой, речевой и зрительной систем и использование их при выборе адекватных методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.

Место дисциплины  в структуре ДПП:

Дисциплина «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения» относится к модулю «Медико-биологические основы дефектологии» общепрофессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения» слушатели используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Основы нейрофизиологии и ВНД».

Освоение данной дисциплины является необходимой базой для последующего изучения цикла специальных дисциплин.

 Содержание программы:

Анатомия и физиология органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и ле­чебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатоми­ческое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Основные вопросы офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органа зрения с учетом возрастных особенностей детей Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у де­тей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.